Loading

+380487039623vkfbtwskinicemrs   

В конце прошлого года многие предприятия вздохнули с облегчением, узнав, что ТТН вместе с путевым листом стали достоянием истории. И вот прошло не так много времени, а ТТН снова возвращается на «трон».

Что за этим последует? «Возвращение» путевых листов? Запрет на «безТТНные» расходы и налоговый кредит по НДС? Необходимость иметь ТТН при перевозках? Тогда имеет смысл заранее поинтересоваться, какова ее форма, как правильно ее заполнять, когда она нужна, кому предъявлять и что грозит за ее отсутствие?

Об этих и других нюансах, связанных с «транспортными» документами, сейчас и поговорим.

 

Автор: Виталина Мирошниченко, налоговый эксперт

 

«I’ll be back!»: с какого числа возвращается ТТН?

Приказ № 983 вступил в силу с 14.01.2014 г. А значит, с этой даты:

1) появилась новая типовая форма ТТН (форма № 1-ТН, ее бланк содержится в приложении 7 к Правилам № 363). Мы приведем ее в конце статьи вместе с образцом заполнения (см. с. 24);

2) упоминание о ТТН вернулось в Правила № 363. В итоге ТТН снова стала основным документом, который необходимо оформлять при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Напоминаем, что с 10.12.2013 г. по 13.01.2014 г. не существовало типовой формы ТТН (поскольку утратил силу приказ № 488/346*, а приказ № 983 еще не вступил в силу). Поэтому в этот период предприятия могли:

— вообще не использовать ТТН при перевозках (рискованный вариант);

— составлять ее в произвольной форме (по свое­му усмотрению);

— использовать старую форму ТТН, действовавшую до 12.12.2013 г. (самый безопасный вариант действий).

* Читайте об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 103, с. 3.

Каковы же перспективы и механизм применения новой ТТН? Разберемся дальше.

В каких случаях нужна ТТН?

Есть несколько случаев, в которых водитель, перевозящий грузы, должен иметь при себе ТТН. Не перечисляя различные нормативно-правовые документы, которыми это регламентируется, рассмотрим случаи применения ТТН на рис. 1.

Рис. 1. Когда необходима ТТН

При договорных перевозках используется исключительно стандартная ТТН, т. е. составленная согласно новой типовой форме № 1-ТН. Заменять ее каким-либо иным документом или видоизменять по своему усмотрению нельзя!

При перевозках для личных нужд можно использовать модифицированный бланк ТТН (т. е. упростить его по своему усмотрению), либо заменить ТТН любым документом, подтверждающим право собственности на товар (например, накладной на отпуск товара, закупочным актом, чеком и т. п.). Однако это не касается особых товаров, для которых установлены специальные бланки ТТН (спирт, алкоголь, нефть и др.).

Расходы и НК без ТТН — такое возможно?

Если у предприятия есть ТТН — все в порядке. Проблем у него не возникнет. Поэтому сейчас мы поговорим лишь о тех ситуациях, когда ТТН у предприятия не оказалось.

К счастью, в прошлом году ситуация немного изменилась в лучшую сторону. Так, в письме Миндоходов от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 94, с. 16 сделаны такие выводы:

1) расходы на покупку товара учесть можно даже в случае отсутствия ТТН;

2) расходы на перевозку товара без ТТН учесть нельзя (имеется в виду оплата услуг перевозчика).

Аналогичные выводы на основании данного письма можно сделать и относительно налогового кредита:

— во-первых, отсутствие ТТН никак не влияет на право сформировать НК по НДС. Ведь ТТН нет в перечне документов, определяющих право на формирование НК по НДС;

— во-вторых, не следует разделять НК, уплаченный при покупке товаров, и НК, уплаченный при их транспортировке. Поэтому признать НК без ТТН можно в обеих этих операциях (на основании налоговых накладных или заменяющих их документов — п. 201.11 НКУ).

Помня об этих принципах, рассмотрим ряд принципиальных вопросов, связанных с применением ТТН. Многие из них мы уже освещали в статье «Семь бед с товарно-транспортной накладной и по одному ответу на каждую из бед»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 36-37, с. 30). Посмотрим же на них, а также на некоторые другие вопросы уже в ракурсе новой ТТН!


Главное о ТТН: «Спрашивали? — Отвечаем!»

В этом подразделе статьи предлагаем вам ознакомиться с короткими ответами на вопросы, которые наиболее часто задают о ТТН.

Кто должен выписывать ТТН? По общему правилу ТТН оформляет тот, кто заказывает перевозку (п. 11.4 Правил № 363). При этом чаще всего ТТН выписывает грузоотправитель, поскольку именно он владеет полной информацией о товаре, которую следует указать в ТТН.

Можно ли распечатать бланк ТТН самостоятельно? Да, можно. Ведь ТТН не является бланком строгого учета. Однако следует помнить, что вносить какие-либо изменения в типовую форму № 1-ТН предприятие не вправе (поскольку новая форма № 1-ТН зарегистрирована в Минюсте — приказ № 983).

Сколько экземпляров ТТН нужно выписывать? ТТН выписывается в количестве не меньше 4-х экземпляров (но можно и больше, к примеру, если экспедитор и перевозчик — не одно лицо, и экспедитору тоже нужна ТТН).

Все экземпляры ТТН заверяются подписью и печатью грузоотправителя (п. 11.7 Правил № 363).

Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя. Второй, третий и четвертый — передаются водителю (экспедитору), который после приема груза подписывает эти экземпляры ТТН. Доставив товар, водитель передает второй экземпляр ТТН грузополучателю.

Третий и четвертый экземпляры ТТН, удостоверенные подписью грузополучателя, остаются у перевозчика.

При этом на основании третьего экземпляра ТТН перевозчик выписывает заказчику счет за предоставленные транспортные услуги. Вместе со счетом третий экземпляр ТТН возвращается заказчику.

Сколько экземпляров ТТН нужно, если грузоотправитель, грузополучатель и заказчик перевозки — одно и то же лицо, однако перевозка груза осуществляется на чужом автомобиле? В любом случае нужно оформлять не менее 4-х экземпляров ТТН (см. предыдущий вопрос). Другое дело, что в тех случаях, когда одно и то же лицо является одновременно и грузоотправителем и грузополучателем и даже использует своего водителя-экспедитора, у него останется три из четырех экземпляров ТТН. Четвертый экземпляр будет передан перевозчику.

 

Предприятие само забирает товар у поставщика. Нужно ли выписывать ТТН? Необязательно, поскольку доставка товара осуществляется собственными силами в рамках своей хоздеятельности (не под заказ) (п. 2 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденного постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207).

Проще говоря, раз нет договора перевозки, значит, ТТН необязательна (достаточно иметь при себе документ, подтверждающий право собственности на товар).

Предприятие самостоятельно доставляет товар покупателям. Нужна ли ТТН? В таком случае ТТН лучше оформить, особенно если покупатели отдельно оплачивают товар и отдельно — его доставку. Наличие ТТН позволит им смело включать в расходы стоимость транспортировки товара и спокойно отражать НК по НДС.

Предприятие заказало доставку товара у перевозчика. При этом одна машина развозит товар в несколько торговых точек предприятия (разные адреса в пределах города). Достаточно ли одной ТТН? Нет, для каждой торговой точки нужно выписать отдельную ТТН. В нынешней форме ТТН указываются адрес грузополучателя и место разгрузки товара. А поскольку адреса у торговых точек разные (хоть они и принадлежат одному и тому же предприятию), для каждой точки нужно оформить отдельную ТТН (по 4 экземпляра).

Предприятие заказало доставку товара у перевозчика. При этом товар перевозится за несколько раз по одному адресу в течение одного и того же дня. Достаточно ли одной ТТН? В данной ситуации можно оформить несколько ТТН, а можно ограничиться и одной (если товар — однородный, перевозится на одно и то же расстояние и при этом обеспечивается целостность груза).

Это разрешено п. 2.6 Инструкции № 228/253. И хотя сейчас она не действует (утратила силу еще в 2006 году), однако вместо нее никакого другого документа по заполнению ТТН не утвердили, поэтому на практике ею все еще руководствуются.

Итак, в данном случае одна ТТН составляется на весь объем груза, перевезенного автомобилем. При этом оформление промежуточных поездок проводится с выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную поездку. Порядок оформления талона устанавливается по договоренности между грузоотправителем и грузополучателем. Реквизиты талона должны включать сведения, определяющие количество перевезенного груза, время работы автомобиля и его простоя за каждую поездку, а также другие показатели, необходимые для последующего их занесения в ТТН.

 

У предприятия одна спецмашина: мусоровоз. По какому документу ему теперь выезжать: ТТН или путевому листу? Путевой лист окончательно отменили, поэтому его составлять не нужно. Что касается ТТН, то все зависит от того, чей груз везет предприятие:

1) если оно покупает отходы у других лиц и затем вывозит их для дальнейшей продажи, утилизации или использования в собственной хоздеятельности, ТТН не нужна. При перевозке достаточно иметь любой другой документ, подтверждающий право на отходы (накладную, договор купли-продажи и т. п.);

2) если же предприятие вывозит мусор для других лиц по договору с ними, то в принципе, это может быть расценено как предоставление услуг перевозки. А значит, лучше все-таки составить ТТН.

 

Есть ли изменения в перевозках контейнеров? Раньше счета выписывались на основании CMR. А теперь еще и форму 1-ТН к ней нужно прикладывать? При осуществлении международных перевозок вместо ТТН (форма № 1-ТН) используется международная ТТН — CMR. Никаких изменений с этой формой не произошло, поэтому ее можно спокойно использовать и в дальнейшем (не прикладывая к ней ТТН).

Что же касается контейнеров, курсирующих по Украине, то для них выписывается обычная ТТН (форма № 1-ТН). Кстати, делать это обязан заказчик транспортных услуг. А перевозчик лишь выписывает счет за свои услуги на основании ТТН, полученной от заказчика (пункт 14.4 Правил № 363).

Впрочем, если заказчик привык применять CMR даже для внутриукраинских перевозок, то требовать от него ТТН не стоит. Такой вариант — лишь для самых заядлых перестраховщиков. На практике даже налоговики при проверках не обращают на это особого внимания, ведь CMR — это разновидность ТТН.

Специальная форма ТТН: 1-ТТН (нефтепродукт) остается действующей или ее тоже отменили? Специальные формы ТТН никто не отменял и формы их не изменял. Они остаются действующими. Перечень таких форм ТТН представлен на рисунке на с. 19. Еще раз вам напоминаем: даже если вы перевозите свои хлебобулочные изделия, спирт, алкогольные напитки, нефтепродукты, высокооктановые кислородосодержащие добавки, молокопродукты или древесину — ТТН обязательно нужна!

Что делать, если в разделе ТТН «Відомості про вантаж» не помещаются все наименования? В таком случае нужно приложить к ТТН документ произвольной формы с указанием сведений о грузе (графы 1 — 9 ТТН) (п. 11.7 Правил № 363). Это может быть накладная на отпуск товара или другой документ.

К примеру, Госкомстат в письме от 14.12.2007 г. № 05/2-8/100 посоветовал прилагать к ТТН надлежащим образом оформленую специализированную форму товарной накладной, применяемую для оформления операций по передаче ТМЦ.

При этом графы 3, 4, 5 и 6 раздела «Відомості про вантаж» в ТТН не заполняются. В свободных строках граф указываются названия специализированных форм, номера и даты их выписки. При этом ТТН без приложенной товарной накладной считается недействительной.

Что нужно писать в графе «Транспортні послуги, які надаються автомобільним перевізником»? В Правилах № 363 ничего не сказано по этому поводу.

Но если обратиться к Инструкции № 228/253 (п.п. 3.5.2), то можно понять, что под транспортными услугами понимается «упаковывание, связывание груза, укрывание брезентом и т. п.». То есть этот реквизит, скорее всего, предназначен для автоперевозчиков (чтобы они могли указать дополнительные услуги, связанные с транспортировкой грузов).

Стало быть, заказчик (грузоотправитель) может его не заполнять. Но для тех заказчиков, которые желают подстраховаться, рекомендуем указывать «транспортировка груза», «экспедирование груза», «погрузочно-разгрузочные работы» и т. п.

Что указывать в графе «Супровідні документи на вантаж»? В данной графе нужно указывать название документа, номер и дату его составления.

При этом под сопроводительными документами, скорее всего, понимаются те, о которых идет речь в п. 11.1 Правил № 363. То есть ветеринарные, санитарные и качественные — сертификаты, свидетельства, справки, паспорта и т. д.

Кроме того, здесь можно указать реквизиты налоговой накладной (если предприятие — плательщик НДС). В принципе, если есть необходимость указать здесь другой документ, это вполне допустимо.

Как заполнить реквизит «Переадресування вантажу»? Этот реквизит можно оставить пустым. Он предназначен для заполнения в процессе перевозки, если возникнет необходимость изменить грузополучателя. После окончания перевозки в нем следует поставить прочерк (можно это сделать и сразу, если переадресация не планируется).

 

Что указывать в графе «Кількість місць» раздела ТТН «Відомості про вантаж»? Если смотреть на бланк ТТН формально, то здесь следует указать количество мест груза (например, количество мешков, ящиков, бочек, контейнеров и т. п.).

Но, на наш взгляд, при изменении бланка ТТН в этот реквизит вкралась ошибка. Дело в том, что в старой ТТН на его месте справедливо стоял реквизит «количество», подразумевающий количество отгруженного товара.

И, судя по логике бланка, до сих пор здесь нужно указывать именно его, поскольку дальше идет цена за единицу и общая стоимость отгруженного товара.

Что же касается количества мест груза, то в старой ТТН оно указывалось после вида упаковки, а из новой ТТН этот столбец вообще исчез. Однако информация о количестве мест груза в новой ТТН все же осталась — в шапке бланка. А значит, дублировать ее еще и в разделе «Відомості про вантаж» особого смысла нет.

Совершенно другая ситуация с количеством отгруженного товара. Так, если его не указать в данном реквизите, больше его указывать вообще негде. Поэтому мы склоняемся к тому, чтобы указывать его именно здесь.

Впрочем, можно поступить и иначе:

— в графе «Одиниця вимірювання» товара указывать упаковку (мешок, контейнер, бочка и т. п.),

— в графе «Кількість місць» — количество упаковок (т. е. на самом деле — количество мест),

— соответственно, в графе «Ціна за одиницю» придется поставить цену за одну упаковку товара.

Тогда все будет логично. Если предприятию это покажется удобным, можно заполнить ТТН и так (при этом как вариант — количество товара в одной упаковке можно указать в графе «Найменування вантажу», ну а можно и вообще не указывать).

Как заполнить реквизит «Вид перевезень»? В действующем законодательстве нет ответа на этот вопрос. Поэтому остается обратиться лишь к отмененной Инструкции228/253, в п.п. 3.5.5 которой сказано, что в этом реквизите указывается вид перевозок (сдельный тариф, почасовой тариф, покилометровый тариф, централизованные перевозки).

 

В ТТН теперь указываются суммы НДС. Будут ли налоговики считать НДС, указанный в новой форме ТТН, налоговым обязательством? И если возникает разница между отправленным и принятым весом продукции, то будет меняться и сумма НДС? Конечно же, нет. Налоговое обязательство возникает у перевозчика в связи с оказанием услуг перевозки. И основание для этого — не ТТН, а налоговая накладная и акт предоставления транспортных услуг (ст. 187 и п. 201.10 НКУ).

У самого же заказчика транспортных услуг возникнет только право на налоговый кредит по перевозке. Опять же, основание для этого — налоговая накладная (ее выдаст перевозчик), а не ТТН.

Теперь об отношениях между покупателем и продавцом. Налоговая накладная по НДС выписывается в момент отгрузки товара (или оплаты, если она произошла ранее). Поэтому указанная в ней сумма НДС будет совпадать с суммой НДС из ТТН.

Вес товара после его доставки указывается только в одном разделе ТТН: в сведениях о погрузке/разгрузке. Но там сумма НДС вообще не фигурирует. Поэтому естественная усушка (утряска) товара не приведет к необходимости НДС-корректировок.

Можно ли заполнять ТТН частично от руки (скажем, шапку печатным способом, а сведения о грузе — вписать от руки)?

Скорее всего, можно. По крайней мере, на сегодняшний день вообще нет никакого нормативно-правового акта с конкретными требованиями к заполнению ТТН. А значит, предприятия могут заполнять ее по своему усмотрению.

Если же обратиться к «общему» законодательству, которое определяет требования к любым первичным документам (п. 2.10 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88), то указанное заполнение этих требований не нарушает.

На этом завершаем наш разговор о ТТН. И снова говорим ей: «Здравствуй!». Напоследок же приведем пример заполнения новой формы ТТН на с. 24.

выводы

·         На сегодняшний день ТТН является единственным документом, который нужно оформлять при грузоперевозках. Обойтись без ТТН можно, но только если выполняются четыре условия:

·         1) предприятие везет груз на своем автомобиле;

·         2) груз перевозится для нужд собственной хоздеятельности (т. е. не по заказу третьих лиц);

·         3) есть документ, подтверждающий право собственности на груз;

·         4) предприятие не перевозит спирт, алкогольные напитки, нефть, высокооктановые кислородсодержащие добавки, хлебобулочные и молочные изделия (так как на эти товары ТТН оформляется в любом случае и по специальным формам).

·         В общем, ТТН нужна, если есть договор на перевозку. Также ТТН обязательна, если перевозятся товары, транспортировка которых должна подтверждаться специальными формами ТТН.

·         Новая форма ТТН для грузоперевозок (форма № 1-ТН) действует с 14.01.2014 г. Изготавливать ее самостоятельно (распечатывать) можно, а вот видоизменять по своему усмотрению нельзя.

Документы статьи

1.      Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2.      Приказ № 983приказ Министерства инфраструктуры Украины «Об утверждении Изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине» от 05.12.2013 г. № 983.

3.      Приказ № 488/346 — приказ Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. № 488/346 (утратил силу с 10.12.2013 г.).

4.      Правила № 363 — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363.

  1. Инструкция № 228/253 — Инструкция о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы от 07.08.96 г. № 228/253 (утратила силу с 03.11.2006 ?.).г.).



Рис. 2. Образец заполнения новой ТТН

 

* Если смотреть на бланк ТТН формально, то здесь следует указать количество мест, т. е. «20» (мешков цемента). Но если рассуждать логически, то в этой графе следует указать количество отгруженного товара (в нашем случае – 1000 кг). Ведь далее идут данные о цене за единицу и общей стоимости. Кроме того, информация о количестве мест уже указана в шапке ТТН, а значит, нет смысла ее дублировать еще и в таблице (в то время как данные о количестве отгруженного товара указать вообще больше негде). Это наталкивает на мысль о том, что в новый бланк ТТН вкралась ошибка, а именно: вместо «количество» (как в старом бланке) ошибочно указано «количество мест».

** Чтобы придать ТТН хоть какую-то логику, не нарушив при этом формальные требования бланка, можно заполнить ее так, как показано в варианте 2. В качестве единиц измерения попробуем указать мешки. Тогда количество мест будет равно количеству мешков, а цена за единицу – цене за мешок. В принципе, запрета на такое заполнение ТТН нет, поэтому если предприятию удобно, можно заполнять ее и так.

 

Источник: http://www.nibu.factor.ua

Одесситы-жители поселка "Сахарный" не сегодня-завтра могут оказаться без крыши над головой. 
24.04.2012г. Телеканал "Круг". Ирина Мунтян.

Юрист Сергей Золотопуп, житель поселка Надежа Мошняга.

semejnoe pravo

Семейное право Украины. 
Видеоурок - презентация.

Бесплатный видео-урок

Бесплатный видеоурок

Logo VP

 


remont obuvi