Loading

+380487039623vkfbtwskinicemrs   

оффшорыВывод генерируемой в Украине прибыли за пределы страны продолжается. Однако новое старое правительство только делает вид, что борется с этим явлением
Бытует мнение, что многие бюджетные проблемы в Украине связаны с недополучением казной средств, выводимых в офшоры. Это так, но не совсем.



Куда уходят деньги?
20, 15 и даже 10 лет назад средства действительно выводились непосредственно в офшоры. Сейчас, если строго следовать нормативному определению понятия “офшор” в украинском законодательстве, ситуация несколько изменилась.

Перечень офшорных зон в нормативно-правовой базе определен распоряжением Кабмина №143-р от 23.02.11 г. В соответствии с ним к офшорам отнесены 36 юрисдикций.
Да, украинские деньги, в конечном счете, зачастую и в значительной степени, оказываются именно в этих 36 юрисдикциях. Но теперь они поступают туда не непосредственно, а транзитом через те юрисдикции, которые в распоряжении №143-р не упомянуты.

Действительно, офшорные юрисдикции активно используют для того, чтобы обезопасить права собственности на какие-либо активы в Украине и одновременно максимально скрыть бенефициаров собственности.

Однако прямых операций купли-продажи между резидентами Украины и субъектами хозяйствования, зарегистрированными именно в офшорных юрисдикциях, сейчас не так уж и много.

Выводить туда дивиденды напрямую тоже не с руки: ни с одним из офшоров, включенных в перечень, утвержденный вышеупомянутым распоряжением Кабмина, Украина не имеет договоров об избежании двойного налогообложения.

Покупать непосредственно в них что-либо невыгодно, поскольку Налоговый кодекс позволяет включить в состав расходов только 85% затрат, понесенных по операции по покупке товара или услуги в офшоре (см. “Что говорит Закон…” на стр.20).

Однако борьба украинской власти с выводом денег в офшоры является профанацией и носит сугубо опереточный характер. Потому что в мире существует масса юрисдикций (часто это бывает не государство, а какая-либо его часть), которые при определенных условиях (например, в отсутствие деятельности компании на территории такой юрисдикции и т.п.) предоставляют, по сути, те же офшорные условия работы.

И, конечно, экспортные потоки (денежные, но никак не товарные) стремительно переориентируются на эти страны. Достаточно сказать, что за январь — сентябрь 2013 г. объем украинского экспорта в направлении именно офшоров составил 22,7 млрд грн., тогда как в направлении стран с удобными условиями налого­обложения — 136,0 млрд грн. За аналогичный период 2014 г. — лишь 1,6 млрд грн. и 203,0 млрд грн. соответственно.

С импортом ситуация еще более показательная. В январе — сентябре 2013 г. из офшоров было импортировано в Украину продукции на 1,6 млрд грн., из описанных выше “удобных” стран — на 198,6 млрд грн. За аналогичный период текущего года, соответственно, на 1,1 млрд грн. и 142,3 млрд грн.

“Удобные” страны
Что собой представляют “удобные” юрисдикции? Это страны, в которых установлен существенно более низкий уровень налогообложения прибыли, — в первую очередь вследствие более низких ставок, но, возможно, еще и за счет послаблений при расчете налоговой базы и т.п.

Зачастую ставки налога на прибыль в официальном офшоре не отличаются от такой же ставки в “удобной” юрисдикции. Однако последняя не может быть включена в перечень офшоров — либо по политическим причинам (было бы забавно, если бы Украина официально обозвала офшором Швейцарию), либо ввиду заинтересованности находящихся у власти лиц (тут весьма показательна ситуация с Панамой, которая уже не раз то попадала в перечень, то исключалась из него).

Но бороться с выводом прибыли из страны путем утверждения каких-то перечней глупо. Ну если, конечно, стоит задача бороться, а не имитировать борьбу. Для борьбы с такими схемами во всех цивилизованных странах принято и действует законодательство о контроле над трансфертным ценообразованием (ТЦО).

Украина в прошлом году оставалась, по сути, единственным серьезным государством в Европе, не имевшим такого законодательства. И летом 2013 г. оно появилось: “семья” продавила не желавшую его принимать Верховную Раду. При этом находящаяся у власти “семья” наступила на горло олигархам — впервые в украинской истории.

Мы далеки от идеализации целей и задач, а также качества принятого Закона о ТЦО. Наверняка главными целями и задачами было “отжатие” части финансовых потоков у олигархов — как для дальнейшего их освоения, так и для поддержания социальной стабильности в стране за счет богатейших людей этой страны.

Собственно, об этом же свидетельствовал и текст Закона, который наделял налоговиков слишком широкими полномочиями. Например, касающимися источников информации, на основании которых должна была определяться справедливость или несправедливость цены, либо применения несуразных штрафов за неподачу или неполную подачу отчетности и т.д.

Даже момент внедрения (01.09.13 г.) был выбран странный: отчетность предлагалось подавать не за весь год, а за его “кусочек”.
Однако в необходимости наличия инструмента контроля за ТЦО, казалось бы, сомнений быть не может. Тем не менее эти сомнения появились у тех, против кого он был направлен, — у олигархов. К сожалению, нынешние бенефициары революции, которые тоже представляют олигархические кланы, естественно, стали делать все, чтобы избавиться от необходимости делиться доходами с государством.

Основные недочеты Закона о ТЦО были подправлены еще весной. Идеальным он, конечно, не стал, но где у нас идеальные законы? В ходе внесения изменений срок подачи отчетности за “кусочек” прошлого года был перенесен на 1 октября. Однако на дворе уже декабрь, а о каких-либо подвижках в вопросе контроля над трансфертным ценообразованием по итогам подачи отчетности ничего не слышно.

Примечательно, что Минфин готовит, а Кабмин последовательно подает в Верховную Раду законопроекты, направленные на усиление фискального давления на легальный бизнес и простых граждан. Правительственные предложения еще больше дестабилизируют конкурентную среду.

А вот на разговоры о контроле над ТЦО у министра финансов и премьера, похоже, наложено табу. Они абсолютно не интересуются состоянием дел в вопросе налогообложения потоков, объемы которых измеряются сотнями миллиардов гривень в год.

В соответствии с Законом о ТЦО контролю в его рамках подлежат сделки со всеми “родственными” фирмами-нерезидентами, а также сделки с фирмами из тех юрисдикций, в которых ставка налога на прибыль на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, — те самые “удобные” юрисдикции. Кстати, в соответствующий перечень, утвержденный распоряжением Кабмина №1042-р от 25.12.13 г., вошли уже 73 такие налоговые юрисдикции.

БИЗНЕС проанализировал результаты торговли Украины с этими странами по итогам января — сентября 2013 г. и 2014 г. и пришел к весьма неутешительным выводам. Генерируемая в Украине прибыль продолжает выводиться за пределы страны в огромных объемах, и масштабы этого явления растут.

Но, исходя из анализа Коалиционного соглашения, до этой проблемы власти нет никакого дела: тревожить олигархов никто не собирается. Как показала практика “папередников” — себе дороже.

Что говорит Закон
В случае заключения договоров, которые предусматривают осуществление оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, имеющих офшорный статус, либо при осуществлении расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета, независимо от того, осуществляется такая оплата (в денежной или другой форме) непосредственно или через других резидентов либо нерезидентов, расходы плательщиков налога на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их расходов в сумме, которая составляет 85% стоимости этих товаров (работ, услуг).

Статья 161.2 Налогового кодекса

 

Источник: http://www.business.ua

Одесситы-жители поселка "Сахарный" не сегодня-завтра могут оказаться без крыши над головой. 
24.04.2012г. Телеканал "Круг". Ирина Мунтян.

Юрист Сергей Золотопуп, житель поселка Надежа Мошняга.

semejnoe pravo

Семейное право Украины. 
Видеоурок - презентация.

Бесплатный видео-урок

Бесплатный видеоурок

Logo VP

 


remont obuvi